Транспорт

Транспортными предприятиями области в 2015 году перевезено 7,4 млн. тонн грузов (115% к уровню 2014 г.), пассажиров – 21,5 млн. человек (108,5% к уровню 2014 г.).

Среднемесячная заработная плата работников транспорта составила 51,9 тыс. руб. (109,4% к уровню 2014 г.).

Железнодорожный транспорт

Железнодорожным транспортом в Сахалинской области осуществляется от 27% до 30% всех внутренних грузовых перевозок области и от 2,5% до 3% пассажирских перевозок. Основной объем грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок на острове обеспечивает Дальневосточная железная дорога - филиал ОАО "РЖД" по Сахалинскому региону.

По итогам работы за 2015 год железнодорожным транспортом перевезено грузов в объеме 1,5 млн. тонн (90,8% к уровню 2014 г.), грузооборот составил 395 млн. т-км (106,5% к уровню 2014 г.), перевезено пассажиров - 703 тыс. чел. (98,7% к уровню 2014 г.), в том числе в пригородном сообщении 296,6 тыс. чел. (104,2% к уровню 2014 г.). Снижение в 2015 году перевозки грузов вызвано общим падением перевозки угля вследствие продолжающейся газификации объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области. Снижение количества перевезённых пассажиров связано с частичным оттоком пассажиров на автомобильный транспорт.

В 2015 году на железнодорожном транспорте продолжены работы по дальнейшей реализации проекта переустройства железнодорожной линии по Сахалинскому региону на общесетевую ширину колеи. В рамках проекта в Сахалинском регионе Дальневосточной железной дороги по линии Корсаков - Ноглики введены в строй три новых моста на 52 км, на 131 км и на 142 км. Всего переустроено 35,7 км пути, освоено 1188,5 млн. руб.

В 2015 году состоялся ввод в эксплуатацию второго нового магистрального двухсекционного тепловоза ТГ-16М производства Людиновского тепловозостроительного завода, который может работать как на узкой, так и на широкой железнодорожной колее.
Численность работников на железнодорожном транспорте составила 3,4 тыс. человек (96,9% к уровню 2014 г.), среднемесячная заработная плата – 59,4 тыс. руб. (108,1% к уровню 2014 г.).

Инвестиции в основной капитал составили 2,1 млрд. руб. (104,9% к уровню 2014 года).

  • Основные задачи в сфере железнодорожного транспорта:
  • продолжение работ по переустройству железной дороги на общесетевую ширину колеи;
  • ввод в строй новых тепловозов;
  • реконструкция искусственных сооружений;
  • проведение мероприятий по дальнейшему продвижению проекта строительства железнодорожной линии материк – Сахалин с переходом через пролив Невельского;
  • обновление подвижного состава железной дороги за счет собственных инвестиционных программ.
Морской транспорт

Островное положение области предопределяет ведущую роль морского транспорта, так как практически все грузы на Сахалин и Курилы, а также в обратном направлении на материк и в зарубежные страны доставляются морем.

Помимо продукции производственно-технического назначения (нефтепродукты, машины, оборудование, цемент, прокат черных металлов) большую долю в объеме морских грузоперевозок составляют основные продукты питания. Они поступают из других регионов морским путем в порты Сахалинской области, Холмск и Корсаков, откуда доставляются потребителям по железной дороге и автотранспортом.

За 2015 год морским транспортом перевезено грузов в объеме 2,5 млн. тонн (102% к уровню 2014 г.), грузооборот составил 3762,1 млн. т-км (101,9% к уровню 2014 г.), перевезено пассажиров 69,3 тыс. чел. (97,2% к уровню 2014 г.).

Большую часть в общем объёме перевозки грузов составляет уголь, отправляющийся из порта Шахтёрск и терминала Углегорск, а также генеральные грузы.

Перевозки пассажиров морским транспортом уменьшились на 2,8%. Основными направлениями перевозок пассажиров являются паромная переправа Ванино - Холмск и регулярная линия Сахалин - Курилы.

Численность работников на морском транспорте составила 1,9 тыс. человек (102,1% к уровню 2014 г.), среднемесячная заработная плата – 45,5 тыс. руб. (101,6% к уровню 2014 г.).

Инвестиции в основной капитал составили 4,7 млрд. руб. (195,8% к уровню 2014 года).

Основные задачи в сфере морского транспорта: 
  • субсидирование морской линии Корсаков – Курильские острова, г. Петропавловск - Камчатский – г. Северо-Курильск;
  • оказание содействия по реконструкции объектов федеральной собственности в морских портах Холмск, Корсаков и строительства новых грузопассажирских паромов.
Воздушный транспорт

В силу географического расположения островной Сахалинской области более 90% объема пассажирских перевозок за пределы области и обратно осуществляются воздушным транспортом, внутри области осуществляется доставка пассажиров в труднодоступные местности, в том числе на Курильские острова.

Объем перевозок пассажиров в 2015 году составил 975,8 тыс. человек (100,2% к уровню 2014 г.), перевезено грузов 12 тыс. тонн (95,6% к уровню 2014 г.), объем субсидирования перевозок составил 721,4 млрд. руб. (118,7% к уровню 2014 г.).

В 2015 году доходы авиапредприятий области составили 15,3 млрд. руб. Значительное увеличение доходов по сравнению с 2014 годом обусловлено развитием ОАО «Авиакомпания «Аврора», увеличением маршрутной сети авиакомпании за пределами Сахалинской области.

Численность работников на воздушном транспорте составила 3,1 тыс. человек (108,8% к уровню 2014 г.), среднемесячная заработная плата – 77,2 тыс. руб. (114,4% к уровню 2014 г.).

Существенно увеличились инвестиции в основной капитал и составили 8145,2 млн. руб. (2014 г. - 150 млн. руб.).

Основные задачи в сфере воздушного транспорта:
  • продолжение работы по субсидированию перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на внутриобластных линиях; 
  • начало проектных работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Южно-Сахалинск;
  • проведение работ по подготовке проектно-сметной документации по объектам: «Реконструкция аэропорта Оха», «Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Южно-Сахалинск».
Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт является базовым элементом транспортной системы Сахалинской области. Средняя по региону плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 14,6 км на 1000 кв. км. По этому показателю область занимает четвертое место в Дальневосточном федеральном округе.

Практически 70% протяжения сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории области не соответствует нормативам по потребительским свойствам или транспортно-эксплуатационным показателям (ровности покрытия, геометрическим параметрам в плане и профиле, прочности дорожной одежды).

Создание связной, единой сети автомобильных дорог общего пользования без грунтовых разрывов и "узких мест" по пропускной способности одна из стратегических целей дорожной политики Сахалинской области, выполнение которой, позволит ускорить перемещение товарных потоков и пассажиров по территории региона.

Деятельность малого и среднего предпринимательства на автомобильном транспорте в Сахалинской области - играет решающее значение.

В 2015 году автомобильным транспортом перевезено 3,3 млн. тонн грузов, (147% к уровню 2014 года). Грузооборот составил 191,8 млн. т-км (119,9% к уровню 2014 г.), перевезено пассажиров 19700,7 тыс. чел. (109% к уровню 2014 г.).

По итогам работы за 2015 год автомобильным транспортом перевозится около 96% пассажиров и около 38% грузов от общего объема на транспорте.

Правительством Сахалинской области приняты существенные меры, направленные на повышение транспортной мобильности жителей Сахалинской области. За 2015-2016 годы парк пассажирских автобусов, приобретенных за счет средств областного бюджета, увеличиться на 263 единицы.

Численность работников на автомобильном транспорте составила 3,1 тыс. человек (99,6% к 2014 г.), среднемесячная заработная плата – 22,3 тыс. руб. (103,7% к уровню 2014 г.).

Существенно увеличились инвестиции в основной капитал и составили 798 млн. руб. (2014 г. – 15,2 млн. руб.).

Основные задачи в сфере автомобильного транспорта:
  • завершение вывода всей информации на он-лайн систему мониторинга движения межмуниципального пассажирского транспорта с открытым доступом для всех пассажиров bus65.ru;
  • мониторинг выполнения условий заключенных договоров со стороны автотранспортных предприятий по обслуживанию межмуниципальных автобусных маршрутов;
  • обеспечение функционирования деятельности операторов технического осмотра, имеющих аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков.