загрузка

Инвестиционный портал Сахалинской области

телефон горячей линии
8 800 234 60 65

Губернатор Сахалинской области О.Н.Кожемяко выступил с инвестиционным посланием на 2017 год


RSS

27 Апреля 2017

26 апреля 2017 г.

 

 

Уважаемые члены инвестиционного совета, коллеги, партнеры!

 

В современной геополитической и экономической обстановке работа по формированию благоприятного инвестиционного климата становится все актуальнее. Чем более регион привлекателен для бизнеса, тем большее количество проектов в стратегически важных для нас отраслях экономики мы сможем реализовать.  А значит решить задачи по обеспечению продовольственной безопасности, улучшению транспортной доступности, наращиванию производственного потенциала, повышению качества жизни людей в целом.

Именно поэтому в 2016 году мы дали старт новой экономической политике. Её основным содержанием стала концентрация усилий на развитии ненефтегазового сектора региональной экономики.

Как мы не раз уже отмечали, среди наших абсолютных приоритетов находятся сельское хозяйство, рыбохозяйственный комплекс, обрабатывающая промышленность, а также туризм и сопутствующая сфера услуг.

Для создания благоприятных условий для ведения бизнеса в регионе действуют особые правовые режимы предпринимательской деятельности: территории опережающего социально-экономического развития - «Южная» и «Горный воздух», «Свободный порт Владивосток». Также были созданы собственные институты развития.

Это - Корпорация развития Сахалинской области, Сахалинское ипотечное агентство и Сахалинское агентство по привлечению инвестиций. Дополнительно к этому новый импульс в работе получили «Сахалинский фонд развития предпринимательства» и компания «Сахалинлизингфлот».

Что касается территорий опережающего развития - «Южная» и «Горный Воздух». Их резидентами на сегодняшний день пожелали стать 17 организаций. Восемь из них уже получили этот статус. Остальные заявки находятся на рассмотрении. 

Мы рассчитываем, что количество предлагаемых к реализации проектов в рамках ТОР будет расти.  Поскольку для резидентов территорий опережающего развития созданы максимально благоприятные условия. Предусмотрен большой пакет льгот и преференций.

На федеральном уровне возмещаются затраты по созданию сельхозобъектов в размере до 35% от сметной стоимости проекта. Возмещаются процентные ставки по привлеченным до 1 января 2017 года инвестиционным кредитам в размере до 100% ставки рефинансирования  (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации. С 2017 года действует новый механизм льготного кредитования в АПК до 5% годовых.

Серьезный плюс - это льготное налогообложение. Первые пять лет резиденты ТОР не платят налог на прибыль и региональную часть налога на имущество. Тариф страховых взносов составляет 7,6% в течение 10 лет. Кроме того, в отношении резидентов применяется ускоренная процедура возмещения НДС.

Что еще немаловажно, в рамках ТОР действует свободная таможенная зона.  Ощутимо снижается административная нагрузка на резидентов со стороны контролирующих органов власти. И, наконец, уже исключительно наше – региональное предложение. Это льготное финансирование от Корпорации развития Сахалина. До 0,5% годовых и до 90% от стоимости проекта.

В целом, по нашим планам, в среднесрочной перспективе в рамках ТОР планируется реализовать, как минимум, 23 проекта с участием 19 потенциальных резидентов. Это даст нам более 2-2,5 тысяч новых рабочих мест.

Совокупный объем инвестиций по планируемым проектам составит 41,2 млрд. рублей. Объем капитальных вложений в инфраструктуру оценивается в 11,6 млрд. рублей.

Помимо ТОРов в 2016 году на территории Корсаковского городского округа стартовал режим «Свободный порт Владивосток».

На текущий момент для получения статуса резидента свободного порта Владивосток подано 13 заявок.

Из них уже шесть инвесторов (Справочно: ООО «Южный терминал», АО «Корсаковский морской торговый порт», ООО «Морская тальманская служба», ООО «Корсаковский стивидорный сервис», ООО «Порт», ООО «Морские ворота Сахалина») получили статус резидента.

Перечислю наиболее крупные проекты, которые запланированы к реализации в морском порту Корсаков. Это создание рыбного логистическо-перерабатывающего центра (рыбная биржа) и строительство морского пассажирского терминала с пирсом для круизных судов. Кроме этого инвесторы планируют приобрести оборудование и технику для развития буксировочных, складских услуг, а также услуг по перевозке грузов (контейнеры).

Отмечу, что по этим проектам объём инвестиций составит порядка 6,5 млрд. рублей, планируется создать более 320 новых рабочих мест.

Остальные инвесторы, заявки которых находятся на стадии подписания или рассмотрения, предлагают на территории Корсаковского района реализацию таких проектов как: строительство молочно-товарной фермы на 1000 голов основного стада и Агрогородка усадебного типа на 50 дворов в с. Раздольное. А также создание производственно-строительного комплекса по выпуску фибролитовых плит, панелей, изделий из фибролита.

Также в планах  строительство придорожного кафе-пекарни; завода по производству экструдированного пенополистирола экологически чистым способом; холодильного склада для хранения и складирования замороженных и охлажденных грузов в морском порту. В Корсаковском городском округе будет создан комплекс по переработке отходов. А на берегу озера Тунайча - воднолыжный парк.

Общий объём инвестиций по планируемым проектам потенциальных резидентов свободного порта Владивосток составит более 16 млрд. рублей. Будет создано 756 рабочих мест.

Для повышения деловой активности в Сахалинской области Правительство направило заявку с обоснованием целесообразности распространения режима «Свободный порт Владивосток» на другие муниципалитеты - Невельск, Холмск, Углегорск и Поронайск.

Планируется, что уже летом текущего года режим свободного порта Владивосток будет распространен на территорию Углегорского городского округа.

На территории этого муниципалитета будут реализованы порядка 12 инвестпроектов по добыче угля, логистике, выполнению ремонтных работ и оказанию сервисных услуг. Объём предполагаемых инвестиций до 2025 года составит более 65 млрд. рублей, планируется создание 1254 рабочих места.

В настоящее время потенциальным резидентам уже оказывается помощь в подготовке заявок на получение статуса резидента.

В целом наша задача создать максимально благоприятные условия не только для резидентов ТОР и режима Свободного порта Владивосток, но и для всех, кто готов вкладывать деньги в развитие Сахалинской области.

И в этом плане у нас были определенные проблемы. По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата 2015/2016 годов позиция  Сахалинской области находилась в IV группе из V возможных и занимала 62 место. С момента опубликования результатов Национального рейтинга была проведена серьезная работа по улучшению инвестиционной среды Сахалинской области.  

На территории региона в 2016 году были внедрены все 15 обязательных положений Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

Мы утвердили инвестиционную стратегию региона, сформировали план создания инвестиционных и инфраструктурных объектов. Кроме того, приняли нормативные акты о защите прав инвесторов и механизме поддержки инвестиционной деятельности, создали специальные организации по привлечению инвестиций, открыли интернет-порталы по инвестиционной деятельности, а также внедрили единый регламент сопровождения инвестпроектов по принципу «одного окна».

Самым главным плюсом внедрения Регионального инвестиционного стандарта я считаю то, что мы сформировали пул местных экспертов из бизнес-сферы, чье мнение чрезвычайно ценно при формировании благоприятного инвестиционного и делового климата в Сахалинской области.

Представители бизнеса подтверждают, что работать с региональными властями стало проще. Период регистрации прав собственности уменьшился с 17 до 10 дней, подключения субъектов бизнеса к электрическим сетям с 86 до 70 дней, постановки земельного участка на кадастровый учет с 30 до 25 дней.

Если раньше привлечение инвестиций напоминало больше какой-то чиновничий междусобойчик, то теперь бизнес стал активным участником обсуждений. Более того, мы создали совет по инвестиционной деятельности. Стали присматриваться к другим регионам, перенимать у них полезный опыт.

 Создание Инвестиционного портала Сахалинской области позволило повысить интерес к нашему региону со стороны инвесторов и бизнеса. Уже сейчас на Инвестиционном портале сосредоточен максимум информации о деятельности властей по улучшению инвестиционного климата.

Тем не менее ресурс должен быть модернизирован. Он должен наглядно отражать возможности региона, а также будет более удобным для потенциальных инвесторов и партнеров. Эту работу необходимо завершить  до конца текущего года.

Мы также приступили к внедрению и Муниципального инвестиционного стандарта. До конца года он должен работать во всех муниципальных образованиях Сахалинской области. Это позволит бизнесу значительно сократить временные и финансовые затраты, связанные с взаимодействием с муниципальными органами власти.

Знаковым событием в 2016 году стало подписание Соглашения о сотрудничестве между Правительством Сахалинской области и Агентством стратегических инициатив. Уже намечены планы по реализации совместных проектов (детский технопарк «Кванториум»).

В 2017 году мы обязаны сделать новые практические шаги по улучшению инвестиционного и делового климата. Главной для нас станет работа по 12 целевым моделям регулирования и правоприменения по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата в субъектах РФ. Они были представлены на Государственном совете в ноябре 2016 года. 

Что такое эти 12 целевых моделей? Это своего рода стандарт действий для всех регионов по улучшению инвестиционного климата через снятие административных барьеров для бизнеса. Всего до конца этого года мы должны выполнить 249 мероприятий,  при этом достичь 101 количественного индикатора.

Что касается в целом разрешительных процедур, то они должны быть максимально переведены в электронный формат взаимодействия. При этом необходимо повышать информированность заявителей о возможности  получения услуг через МФЦ. Важно повысить долю заявлений  до 70% в 2017 году и до 90% к 2021 г.  Также необходимо увеличить долю электронных межведомственных запросов до 50% к концу 2017 года, а к 2021 году довести их до 100%.

Ресурсоснабжающим организациям также ставится задача по повышению качества обслуживания заявителей, созданию он-лайн сервисов для потребителей, минимизации процедур взаимодействия.

Что касается Совета по инвестиционной деятельности, то его заседания мы должны проводить не реже 1 раза в 2 месяца.

Напомню, что Владимир Владимирович Путин дал срок регионам – к концу 2017 года, привести региональные практики к лучшим образцам.

В феврале текущего года мы утвердили 12 дорожных карт по реализации целевых моделей, определили ответственных.  Мероприятия по внедрению должны быть завершены до конца этого года.

Прошу обратить особое внимание на это направление. Важно не просто соблюдать предписанные  требования, а действительно качественно улучшить состояние деловой среды. Это невозможно без детального обсуждения мероприятий с предпринимательским сообществом. Поэтому ежемесячно итоги этой работы будут рассматриваться на заседаниях проектной команды под руководством Дмитрия Владимировича Нестерова.

Еще одна важная задача – снижение нормативного давления на бизнес. Сегодня предприниматель рискует запутаться в сетях различных законов и остаться на мели. Чтобы избежать этого, в области активизирована работа по оценке регулирующего воздействия проектов региональных нормативных правовых актов, которые затрагивают вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В 2016 году проведена оценка 15 проектов и экспертиза 6 нормативных правовых актов. В двух выявлены избыточные ограничения и обязанности. Даны предложения о доработке нормативных актов. Отмечу, что на 2017 год запланирована экспертиза 8 таких документов.

До внедрения механизма оценки, органы власти разрабатывали нормативные акты, опираясь на внутриведомственные знания, рассчитывали эффективность по своему усмотрению. Предпринимательское сообщество и хозяйствующие субъекты ставились перед фактом принятого нормативного правового решения. На сегодняшний день оценка воздействия принимаемого решения – это необходимый фильтр в нормотворчестве региона, в результате которого рождаются правильные и взвешенные решения.

Для достижения максимального взаимодействия между бизнесом и Правительством области принято решение о внедрении до конца мая этого года в Сахалинской области единого регионального портала. На нем будет даваться оценка регулирующего воздействия принимаемых решений по вопросам предпринимательской и инвестиционной деятельности. Создание портала укрепит качество связи предпринимательского сообщества с органами исполнительной власти, позволит максимально улучшить качество принимаемых решений.

Безусловно, существует потребность в качественном нормативном регулировании вопросов ведения бизнеса и на муниципальном уровне. В этой связи, началось внедрение института оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов во всех муниципальных образованиях области. Прошу глав районов взять данный вопрос под личный контроль!

Следующее важное направление, на котором хочу остановиться – это государственная поддержка бизнеса. На региональном уровне эта система мер уже достаточно эффективна. Например, на Восточном экономическом форуме (в 2016 году) отмечена лучшая практика Сахалинской области по показателю ««Качество и доступность финансовой поддержки».

 Тем не менее, существующие механизмы претерпевают изменения. Они были адаптированы к условиям новой экономической политики. Меняется система подхода к работе с инвесторами. Приоритетным стало такое направление как принятие «пакетных решений» по каждому проекту, включая присвоение статуса и перечень мер.

В текущем году Правительством Сахалинской области проведена работа по оптимизации предоставляемых мер поддержки.  Утвержден новый Порядок предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с реализацией инвестиционных проектов с использованием механизмов государственной поддержки.

Данным порядком предусмотрены:

1. Субсидирование процентной ставки по инвестиционному кредиту и лизинговых платежей.

2. Субсидирование части затрат на технологическое присоединение к энергетической и инженерной инфраструктуре.

3. Субсидирование части затрат на приобретение оборудования.

4. Субсидирование части капитальных затрат на реализацию инвестиционных проектов.

На предоставление указанных мер поддержки в 2017 году в областном бюджете предусмотрено 1,9 млрд. рублей. Эта помощь позволит бизнесу инвестировать свои средства в открытие новых предприятий и производств.

  Министерству экономики, совместно с областными органами власти и муниципалитетами необходимо резко активизировать работу по привлечению внимания малого и среднего бизнеса к этому инструменту поддержки, к разработке бизнес-планов и началу практических действий по активизации инвестдеятельности.

Отмечу, что расширяется деятельность региональных институтов развития - «Корпораци развития Сахалинской области», «Сахалинского ипотечного агентства», «Сахалинлизингфлота», «Сахалинского агентства по привлечению инвестиций», «Фонда содействия развитию предпринимательства Сахалинской области».

В 2017 году посредством данных инструментов планируется  привлечение инвестиций в сумме 93,1 млрд.рублей, предоставление до 50 поручительств по кредитам и до 75 микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательств, организация приобретения в лизинг мини-техники для получателей дальневосточного гектара, а также мобильных торговых точек для сельхозтоваропроизводителей.

Добавлю, что в марте этого года специалистами министерства экономического развития, СахАПИ, КРСО и Сахалинским фондом развития малого предпринимательства были проведены встречи и консультации с представителями бизнеса и органами местного самоуправления в муниципальных образованиях «Тымовский городской округ», городской округ «Смирныховский», «Поронайский городской округ» по вопросам предоставления поддержки.

Прошу министерство экономического развития Сахалинской области организовать и в течение следующего месяца посетить все оставшиеся муниципальные образования и разъяснить предпринимателям какие меры поддержки они могут получить, а также что им для этого необходимо.

В целом важно как можно активнее вовлекать районы в инвестиционную деятельность.

Отмечу, что с 2016 года показатель количества разработанных и реализованных инвестиционных проектов на территориях муниципальных образований является одним из критериев оценки эффективности деятельности глав администраций муниципальных образований. По итогам отчетного периода в 17 муниципальных образованиях было разработано 27 инвестиционных проектов. В трех районах инвестиционным проектам, признанными приоритетными на местах, оказана финансовая поддержка за счет средств областного и местных бюджетов. Общий объем финансирования на эти цели составил в 2016 году 41,6 млн. рублей, из них 33,2 млн. руб. средства областного бюджета.

В целом, с учетом государственной поддержки в 2016 году было реализовано 6 инвестиционных проектов, из них в г. Южно-Сахалинске - 4 проекта, в Томаринском и Невельском городских округах по одному проекту.

В текущем году главам муниципальных образований необходимо взять под личный контроль вопрос формирования благоприятной среды для уже  сформированных инвестиционных проектов. Важно обеспечить координацию работы по их реализации, включая взаимодействие с областными органами исполнительной власти и Сахалинским агентством по привлечению инвестиций.  Кроме того, важно продолжить работу по формированию портфеля инвестиционных проектов в целях социально-экономического развития муниципальных образований.

Коллеги, новым направлением для нас в 2017 году станет работа по внедрению проектного управления в Сахалинской области.

 Внедрение современных управленческих технологий с учётом проектного подхода является важной задачей, поставленной Президентом Российской Федерации.

Современные требования к государственному управлению направлены на уменьшение уровней властной иерархии. Упор должен делаться на межведомственную командную работу. Государственным служащим важно быть еще ближе к людям, находиться в постоянном диалоге. Необходимо  оперативно реагировать на новые потребности общества в меняющихся условиях, гибко управлять ресурсами и приоритетами, исключить избыточные функции.

На федеральном уровне утверждены 11 приоритетных направлений стратегического развития проектного управления. Кроме социальной сферы они  включают реализацию проектов, направленных на развитие международной кооперации и экспорта в промышленности и АПК, поддержку малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы, осуществление реформы контрольной и надзорной деятельности. 

Наша задача встроиться в федеральные проекты развития, в ту нормативную правовую базу, которая сформирована Правительством Российской Федерации для организации проектной деятельности.

На сегодняшний день уже сформирован Совет при Губернаторе Сахалинской области по приоритетным проектам и программам, разрабатываются правила и нормы, по которым планируем инициировать и реализовывать важные для региона проекты.

После внедрения проектного управления наработанный опыт и механизм необходимо будет перенести на реализацию государственных программ Сахалинской области. Это позволит еще более масштабно изменить в лучшую сторону и деловую среду и наше общество в целом.

Хочу подчеркнуть главное: достижение всех наших целей невозможно без объединения усилий Правительства региона, бизнеса и общественности. Мы – жители Сахалинской области и, безусловно, заинтересованы в том, чтобы наш регион с каждым годом становился все более комфортным и привлекательным. Как для бизнеса, так и для всех его жителей. Для этого стоит потрудиться.

У меня все. Спасибо за внимание!





Возврат к списку