загрузка

Инвестиционный портал Сахалинской области

телефон горячей линии
8 800 234 60 65

Выступление Губернатора Сахалинской области на заседании Совета инвестиционной деятельности об основных направлениях на 2014 год


RSS

14 Марта 2014

Уважаемые коллеги!

Сегодня я обращаюсь к вам с Посланием, посвященным реализации ключевых направлений в сфере инвестиционной политики на территории островного региона.
Для нас это не новый формат взаимодействия с институтами гражданского общества. Мы это делаем ежегодно в конце января, когда Губернатор Сахалинской области формулирует ключевые задачи в деятельности Правительства Сахалинской области.
 Но в этом году мы впервые вводим в практику публичное оглашение  государственных приоритетов, подчеркиваю,  в сфере формирования благоприятного инвестиционного климата и развития деловой среды в Сахалинский области на текущий год. Убежден, что со временем это станет востребованной традицией.
Рассчитываю, что региональное Правительство будет услышано и поддержано  широкой аудиторией, включающей в себя   бизнес-сообщество, российских и зарубежных инвесторов, общественно-политические, управленческие, образовательные и научные круги, средства массовой информации. Как на территории области, так и за ее пределами.

Современные тенденции мировой и отечественной экономик определяют их глобализацию, интернационализацию деятельности хозяйствующих субъектов, формируют вызовы и риски, с которыми приходится считаться.
В этих условиях мы обязаны обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Сахалинской области, сбалансированность региональной  экономики, создать условия для развития малого и среднего бизнеса, локализации капитала, развития действующих и создания новых  предприятий.
В этой связи мы стремимся к выстраиванию взаимовыгодных отношений с экономиками субъектов Российской Федерации и иностранных государств. Особое внимание уделяем развитию интеграционных связей  и усилению нашего присутствие на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Нам удается это делать, примером чего служит  продвижение продукции нефтегазового, топливно-энергетического и рыбопромышленного комплексов под узнаваемыми брендами.
В этом плане важным преимуществом Сахалинской области является 20-летняя история успеха в привлечении инвестиций на свою территорию. В основе этого лежат соглашения с мировыми гигантами нефтегазовой индустрии о реализации шельфовых проектов  под общим названием «Сахалин».
Отмечу, что за это время в экономику островного региона было инвестировано почти 47 млрд. долларов США. Сахалинская область стала признанным  центром нефтегазодобычи на Дальнем Востоке России.  Нас знают и уважают во всем мире.
Освоение шельфа Сахалина стало демонстрацией успешной интеграции  островного региона  в мировое экономическое пространство, что обеспечило островному региону репутацию надежного партнера на внешнеэкономическом пространстве.
Свою положительную роль в этом сыграло и то, что Сахалин и Курильские острова на протяжении ряда лет входят в десятку лучших российских регионов. По оценке федерального центра Сахалинская область занимает 2-ое место по сводному индексу социально-экономического развития.
Из 83 субъектов мы 4-ые по развитию реального сектора экономики и 8-ые по инвестиционной привлекательности. Областной бюджет обеспечен собственными доходами, мы одни из лидеров по уровню бюджетной обеспеченности.

Исходя из сказанного, главной целью региональной инвестиционной политики является привлечение больших объёмов капитальных вложений  для модернизации островной экономики и увеличения эффективности деятельности предприятий.

Ее воплощение в жизнь связано с решением комплекса  задач по:
  • ускоренному решению вопросов на всех этапах инвестиционного процесса;
  • внедрению новых инструментов по поддержке предпринимательства и формированию благоприятного инвестиционного климата;
  • повышению компетентности специалистов в инвестиционной сфере и подготовке кадров для отраслей экономики;
  • трансляции механизмов стимулирования инвесторов на муниципальный уровень;
  •  вовлечению общественности в разработку и реализацию региональной инвестиционной политики, прозрачному сопровождению  инвестпроектов.
Для их эффективного решения принята необходимая нормативно-правовая база, созданы институты, определен объем бюджетного финансирования, сформирован набор действенных инструментов  поддержки.
Что касается последнего, то применительно к малому  и среднему бизнесу осуществляются  меры по 13 направлениям. Это возмещение  затрат по лизингу и процентов по кредитам, услуг по переподготовке и повышению квалификации кадров, на открытие собственного дела и так далее.
Наряду с этим мы предоставляем субсидии местным бюджетам на софинансирование мероприятий муниципальных программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, в области действует Фонд содействия развитию предпринимательства. Ряд мероприятий реализуется через программы развития сельского хозяйства, инвестиционного потенциала, а также поддержки безработных граждан.
Хочу отметить, что все эти механизмы востребованы. За последние три года мы увеличили в 3 раза финансирование этих направлений (2011 год - 275 млн. рублей, 2013 –  833 млн рублей).
С 2011 по 2013 год количество малых предприятий увеличилось почти на 500, а их совокупный оборот на 4 млрд. рублей. А это – хороший прирост налоговой базы для муниципальных образований.
С текущего года начинается реализация государственных программ по развитию реального сектора экономики. Это сельское хозяйство, пищевая перерабатывающая промышленность, лесопромышленный и рыбопромышленнй комплекс, угольная отрасль.
В их рамках на поддержку предпринимательства будет направляться от 2  до 3 млрд. рублей ежегодно. Преимущественно в виде субсидий, предоставляемых на возмещение производственных затрат. 
В этой связи я прошу коллег из минэкономразвития области внимательно посмотреть целевой характер предоставляемых субсидий. Как они влияют на развитие предприятия и отрасли.
Считаю, что наряду с поддержкой операционной деятельности, мы должны поддерживать развивающиеся предприятия. Особенно те из них, которые стремятся к обновлению основных фондов, внедрению современных технологических процессов, повышению производительности труда. Прошу доложить мне по данному вопросу по итогам первого полугодия.

Инвесторам хочу сказать, что в Сахалинской области есть региональных закон об инвестиционной деятельности, который стоит на страже их интересов.  Работает  общественный Совет, агентство по сопровождению инвестиционных проектов.
Кроме того, как я уже говорил, существует линейка инструментов  финансового  стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности. Подробнее остановлюсь на новациях этого года.

Во-первых, это Инвестиционный фонд, созданный в этом году в составе областного бюджета.  Это новая мера поддержки, расходные обязательства по которой закреплены до 2020 года – по 1 млрд. рублей ежегодно. Обращаюсь к представителям бизнеса – структурируйте свои предложения в инвестиционные проекты, консультируйтесь с нами, готовьте пакет документов и получайте поддержку.
Данный инструмент максимально точно определяет реализацию принципа «государственно-частное партнерство». Когда государство формирует инфраструктуру, то есть создает условия, а бизнес строит объекты производства. В результате, он минимизирует издержки, а государство эффективно выполняет свои полномочия.

Во-вторых, это наделение организаций правом применять в первые пять лет нулевую ставку по налогу на прибыль, а в последующие пять лет в размере  до 10 процентов. Эта мера установлена последней редакцией Налогового кодекса и действует для вновь создаваемых производств в ненефтегазовом секторе исключительно на территории Дальнего Востока.

В-третьих, в январе я дал поручение министерству инвестиций обеспечить внесение в Сахалинскую областную Думу проекта закона, устанавливающего основания применения организациями налоговых каникул. Пользуясь здесь присутствием коллег-депутатов, прошу ускорить эту работу и проинформировать в апреле о ее выполнении.
Характеризуя ситуацию в сфере инвестиционной деятельности, хочу сказать, что если в 2011 году был всего один проект, то по итогам 2013 года уже 9 вошли в перечень приоритетных инвестиционных проектов. Из них уже два вышли на операционную деятельность.
В 2014 году еще три проекта претендуют на получение мер государственной поддержки. Суммарно объем инвестиций по проектам составит 17 млрд. рублей. При этом на рубль бюджетных средств, эквивалентных предоставляемому объему государственной поддержки, будет привлечено 13 рублей частных инвестиций. Кроме того, региональная экономика получит более 2-х тысяч рабочих мест, налоговая отдача составит 12 млрд. рублей за весь период реализации проектов.
Мы готовы помогать бизнес - сообществу реализовывать инвестиционные проекты. Сегодня их насчитывается порядка 60-ти, но их может быть гораздо больше. Важно, чтобы это были жизнеспособные, экономически обоснованные предложения, определяющие не только развитие предприятия, но положительно влияющие на развитие отраслей и территорий области.
Уважаемые участники заседания!
Считаю, что для стимулирования привлечения инвестиций на островную территорию использовать только указанные меры будет недостаточно.
Необходимо двигаться вперед по пути создания более комфортных условий для предпринимателей, показать им все инвестиционное поле региона, где максимально эффективно могут быть использованы вложения финансовых средств. 

В этой связи полагаю, что вам будет интересно и полезно узнать, по каким ключевым направлениям инвестиционной деятельности будет работать Правительство Сахалинской области в 2014 году, какими мы видим задачи на перспективу.

ПЕРВОЕ – это модернизация опорной инфраструктуры в энергетике, на транспорте, в ЖКХ. Для решения этих вопросов за последние шесть лет было направлено в совокупности около 120 млрд. рублей инвестиций из всех источников. До 2020 года в рамках государственных программ будет вложено еще порядка 215 млрд. рублей. В отраслевом разрезе  картина выглядит следующим образом.
В энергетике полностью переведена на газ Южно-Сахалинская ТЭЦ-1. Тем самым ликвидированы отключения по причине дефицита мощности, повышена надежность, появился резерв в энергосистеме, снизилось количество вредных выбросов в атмосферу областного центра.
В завершающей стадии находится проектирование Сахалинской ГРЭС-2. Начало строительства – 2015 год. Ногликская ГЭС – ещё один объект генерации, подлежащий модернизации. Работы планируется завершить в 2017 году.
Одновременно мы занимаемся энергосетевым хозяйством. До 2020 года будут построены и реконструированы электрические сети, протяженностью порядка 260 км. Процент износа оборудования будет сокращен на одну треть от существующего показателя в 50-70%. А количество  аварий -  в 1,5 раза.
В результате на всей территории Сахалина будет создана единая и надежная энергосистема, ликвидирован дефицит мощности по технологическому подключению для предприятий.
Дорожное строительство. В ближайшие 7 лет финансовые ресурсы будут сконцентрированы на реконструкции автодороги Южно-Сахалинск-Оха. Это порядка  20 млрд. рублей. На эти средства планируется  реконструировать  180 километров трассы.
Далее – это дороги западного побережья острова. К 2016 году будет  завершено обустройство в твердом покрытии автодороги Огоньки-Невельск. В 2015 году планируем приступить к реконструкции дороги Арсентьевка-Ильинское, а в 2016 – к строительству дороги от Тымовского до Александровск-Сахалинского.
Всего на дорожное хозяйство области будет направлено порядка 63  млрд. рублей. В результате доля автодорог, соответствующих категорийным требованиям должна возрасти с 32 до 50 %, а с твердым покрытием - до 65 %.
В сфере воздушного транспорта областные власти  плотно занимаются решением вопросов, связанных с передачей аэропортов в региональную собственность. Это позволит провести ускоренную модернизацию аэропортового хозяйства и оперативно регулировать деятельность авиакомпаний  целью обеспечения надежного сообщения по внутри- и межрегиональным сообщениям.
В жилищно-коммунальном хозяйстве первоочередная задача – это повышение качества  предоставляемых услуг, что также связано  с обновлением  основных фондов.  До 2020 года мы планируем вложить в отрасль порядка 100 млрд. рублей. Это половина от общего объема расходов областного бюджета на инфраструктуру.
В результате в 2 раза должно сократиться количество аварий на инженерных сетях, а доля  капитально отремонтированного жилфонда вырастит  в 8 раз по сравнению сегодняшним днем.
С целью повышения конкурентоспособности региональной экономики с этого года внедряется комплекс мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Суммарно экономия по всем видам ресурсов (вода, электричество, тепло) в стоимостном выражении составит более  600 млн. рублей.
Совместно с ОАО «Газпром» мы реализуем программу газификации Сахалинской области. Первые потребители уже появились в 2010 году в планировочных районах Южно-Сахалинска. В целом газификацией будет охвачено 18 муниципальных образований. Это почти 150 населенных пунктов с населением около 400 тыс. жителей.
Особое внимание региональные власти уделяют экономическому развитию Курильских островов. С 2007 по 2015 годы в рамках федеральной Курильской программы на создание и реконструкцию объектов транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры островов было выделено более 28 млрд. рублей.
Из 38 мероприятий уже реализовано 25. В этом году будут завершены еще 6. Это новые пирсы, дороги, электростанции, лососевые заводы, социальные объекты, аэропорты. Одним словом, Курилы превращаются в цивилизованное место проживания.
Сейчас стоит задача создать на этих территориях условия для развития экономики. На это будет направлена  новая Курильская программа, сроком  до 2025 года. Она разработана Правительством области по поручению Президента Российской Федерации и предусматривает продолжение работы по модернизации инфраструктуры и  использованию  нетрадиционных источников энергии.
Все это позволит снизить издержки для развития бизнеса и создаст условия для привлечения инвестиций. Проект сейчас проходит согласование  на уровне федеральных министерств. Ожидаем, что  в третьем квартале этого года программа будет принята.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - это инвестиции социального характера, которые направлены на повышение качества жизни людей в Сахалинской области.
Что касается строительства жилья, то объемы его строительства в регионе за последние  семь лет выросли в 6,5 раз. По итогам 2013 года мы вышли на 290 тыс. кв. метров. С 2015 года планка -  сдавать 350 тыс. кв. метров ежегодно.
Для решения этой задачи мы должны обеспечить строителей материалами местного производства в необходимом объеме и в сжатые сроки. Без возрождения индустрии стройматериалов  этого не сделать.
Поэтому необходимо создавать новые мощности, ориентированные на выпуск качественной продукции, что в свою очередь позволит снизить стоимость  1 кв.м. возводимого жилья. Я готов  поддержать все обоснованные инициативы по реализации инвестиционных проектов в сфере строительной промышленности.
Применительно к социальной сфере, скажу, что  в планах к 2016 году ввести в эксплуатацию 27 новых детских садов, а к 2020 году - порядка 30 новых школ на всей территории области.
Также будет вестись строительство новых медицинских объектов. На эти и другие цели в систему здравоохранения  будет направлено около 190 млрд. рублей.  Добавлю, что в сфере физкультуры и спорта запланировано возведение порядка 30 сооружений. 
Коллеги, рассчитываю, что вы увидели новый горизонт приложения ваших сил для развития существующего, может быть создания  нового бизнеса, осуществления различных проектов в обозначенных секторах экономики и в социальной сфере. Убежден, что  это будут инвестиции в будущее.

ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ – формирование инвестиционного климата, благоприятной деловой среды, активизация инвестиционной деятельности.
Здесь работа  Правительства Сахалинской области будет осуществляться в соответствии с Инвестиционной стратегией региона. Это ключевой документ в системе стратегического планирования социально-экономического развития Сахалинской области.
Она должна базироваться на результатах исследования существующих рыночных условий по привлечению инвестиций в регион. Стратегия должна давать ответ - каковы приоритеты для вложения инвестиций и их последовательность, достаточны ли условия для вложения капитала, что нужно сделать для улучшения условий для потенциальных инвесторов и так далее.
Для решения этой задачи поручаю министерству инвестиций области обеспечить разработку Инвестиционной стратегии. До конца текущего года провести ее рассмотрение с обязательным участием министерства экономического развития, органов исполнительной власти, отвечающих за развитие отраслей экономики, общественных, научных организаций, представителей бизнес-сообщества.
Следующее момент, на котором я хочу заострить ваше внимание, это  необходимость расширения применения механизмов привлечения инвестиций.
Здесь важно синхронизировать нашу работу  совместно с Минвостокразвития России в части  создания территорий опережающего социально-экономического развития.
Сегодня разработан проект закона о таких территориях, принятие его определит новые возможности для регионов Дальнего Востока. Мы должны эффективно использовать новые преференции.
Предварительно по отношению к Сахалину выбраны две такие площадки – в Холмске и Невельске. Прошу администрации этих муниципальных образований совместно с минимуществом и минвнешинвестом области провести необходимые процедуры по этому направлению. Сейчас они связаны с формированием земельных площадок.
Кроме того, поручаю минвнешинвесту и минэкономразвития области дополнительно изучить возможности других районов области и представить мне предложения о создании зон опережающего развития, согласно критериев, устанавливаемых федеральным законодательством.
Отдельно хочу остановиться на перспективах создания технопарков. Важно, чтобы предприниматели понимали, что это  хороший шанс для повышения эффективности действующего бизнеса. Поскольку эти проекты позволяют создать за счёт средств федерального и регионального бюджета необходимую для бизнеса инфраструктуру.
Кроме того, технопарки создают возможности для кооперации малого и среднего бизнеса. Это позволит сократить затраты каждого предпринимателя в отдельности на 5-7 процентов на закупки  продукции для производства, логистические расходы.
А в отношении создания агропромпарка хочу сказать, что малые формы хозяйства на селе будут избавлены от непрофильной для них деятельности по розничным продажам и переработке. Сельхозтоваропроизводители  смогут сконцентрироваться на производстве, что сейчас остро необходимо.
Считаю необходимым развивать и другие  инструменты государственно-частного партнерства. В частности активнее применять концессионные соглашения. Расширять практику их использования в Сахалинской области. Благодаря этому инструменту можно решать вопросы по строительству объектов социальной сферы на условиях «контракта жизненного цикла», а также на коммерческой основе.

ЧЕТВЕРТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – оценка регулирующего воздействия на бизнес со стороны органов исполнительной власти и обеспечение еще большей открытости по сопровождению проектов в ускоренном режиме.
Здесь важно предотвратить формирование избыточных требований к бизнесу как по срокам, так и по количествам заполняемых бумаг.
Во-первых, речь идет о сокращении количества процедур и сроков их проведения в отношении инвестиционных проектов.
Отмечу, что минстроем и минимуществом области уже проведена определенная работа в части минимизации сроков строительства и выдачи земельных участков. Суммарно по всем процедурам сокращение произошло на 195 дней. Считаю, что в этом году это должно быть реализовано и на муниципальном уровне.
Кроме того, поручаю минэнергетики и ЖКХ совместно с ОАО «Сахалинэнерго» при участии минвнешинвеста области к 1 сентября 2014 года разработать и утвердить регламент по  сокращению сроков технического присоединения к энергосетям строящихся объектов.
Во-вторых, в прошлом году минвнешинвест внедрил процедуры оценки регулирующего воздействия проектов законов и нормативных актов, а также действующего законодательства.
Начинает складываться практика использования данной экспертизы. Считаю, что к этому процессу должны подключиться общественные организации. Поэтому поручаю минвнешинвесту области включить в состав экспертов соответствующих представителей.
В-третьих, это внедрение института кураторства за ходом реализации инвестиционных проектов со стороны отраслевых органов исполнительной власти по принципу «одного окна». Я жду к 1 мая этого года от  минвнешинвеста предложения на этот счет.
В-четвертых, необходимо обеспечить, чтобы  вся информация по реализации инвестиционных проектов была в открытом и свободном доступе в глобальной сети.
В этой связи, поручаю  минвнешинвесту совместно с агентством информационных технологий разработать и запустить в текущем году соответствующую информационную систему, где бы люди могли увидеть ход рассмотрения проектов в органах власти, в том числе выявить нарушителей сроков и процедур.  

ПЯТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – повышение компетенции государственных служащих и формирование системы кадрового обеспечения отраслей экономики.
Для первой составляющей нам необходимо на системной основе повышать компетенцию государственных и муниципальных служащих в сферах сопровождения инвестиционных процессов. Невозможно заниматься привлечением инвестиций, при этом, не понимая языка инвесторов.
Даю указание департаменту кадровой политики аппарата Губернатора и Правительства совместно с администрациями муниципальных образований, минвнешинвестом области, с привлечением членов общественных советов при органах власти обеспечить в 2014 году формирование и реализацию программы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в части совершенствования их работы с субъектами предпринимательства. Все механизмы, ресурсы, накопленный опыт для этого имеются.
Мы должны стремиться к формированию системы профессионального образования и переподготовки кадров, ориентированных на региональную отраслевую специфику. При этом важно заботиться о качестве трудовых ресурсов, закреплении экономически активного населения на территории Сахалинской области.
Работа в этом направлении ведется. Мы поддерживаем региональные ВУЗы и средне-профессиональные учреждения. Функционирует нефтегазовый институт. Завершаются работы по созданию отделения для подготовки строительных специальностей. Реализуется программа по переподготовке кадров. Однако, считаю что этого недостаточно.
Необходима разработка региональной стратегии развития профессионального образования, сфокусированной на текущих и перспективных потребностях ключевых секторов экономики, развитии базовых и вспомогательных производств.
Она должна быть ориентирована на повышение качества образования на всех уровнях, интеграцию образования с региональной экономикой, предусматривать внедрение новых систем в подготовке кадров, в том числе дуального образования, обеспечивать экономическую эффективность регионального образования.
Поручаю министерству образования, агентству занятости населения области с участием минвнешинвеста и привлечением высших учебных заведений, представителей бизнеса, обеспечить в текущем году разработку стратегии профессионального образования.
Без участия предпринимателей, представителей науки и  образования будет невозможно достичь поставленных сегодня целей.
Приглашаю все созданные институты гражданского общества, которые имеют прямое отношение к развитию предпринимательской деятельности подключиться к данной работе. 
Одновременно, считаю необходимым усилить разъяснительную работу в данном направлении. Важно  задействовать все имеющиеся ресурсы – интернет, телевиденье, печатные издания.
Поэтому поручаю аппарату Губернатора и Правительства Сахалинской области совместно с министерствами инвестиций, экономики, отраслевыми ведомствами обеспечивать через СМИ подробное освещение всех мер стимулирования инвестиционной политики.
 
Уважаемые участники заседания!
В этом году нам предстоит сделать большой объем работы. Те направления, которые я озвучил – это набор обязательных требований в рамках национальной предпринимательской инициативы. Иначе это называется  Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
Его внедрение является важнейшим условием реализации региональной инвестиционной политики. Участие руководителей органов власти в этой работе будет напрямую влиять на оценку эффективности их деятельности. Координацию этого направления возлагаю на министерство инвестиций и внешних связей Сахалинской области.
Кроме того, поручаю министерству обеспечить в этом году разработку рейтинга инвестиционной привлекательности региона с участием международного экспертного сообщества. Считаю, что это позитивно отразится на увеличении притока иностранных инвестиций в область, создании новых производств и как результат, на повышении экономического роста и уровня занятости  людей.
Спасибо.





Возврат к списку