Скачать инвест декларацию


Перечень основных нормативно-правовых актов в сфере инвестиционной деятельности

Утверждена

распоряжением

Губернатора Сахалинской области

от 30.11.2021 N 237-р

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

1. Общее описание целей инвестиционного развития Сахалинской области

 

Инвестиционная декларация Сахалинской области (далее - Инвестиционная декларация) разработана с целью создания условий для опережающего инвестиционного развития Сахалинской области, достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Декларация устанавливает основные приоритеты развития и поддержки инвестиционной деятельности в Сахалинской области.

Главными целями инвестиционного развития Сахалинской области являются увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории Сахалинской области.

Основными направлениями, за счет которых будет обеспечен рост инвестиций в основной капитал, станут:

  1. Развитие энергетики, в том числе альтернативной.
  2. Развитие экономики за счет повышения глубины переработки сырья и создания продукции с высокой добавленной стоимостью.
  3. Развитие логистической отрасли.
  4. Развитие сферы туризма и услуг.

В сфере энергетики Сахалинская область планирует развивать водородное производство, направленное на экспорт водорода в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, будет осуществляться изменение структуры выработки электроэнергии с увеличением доли возобновления источников энергии, полной газификации домохозяйств региона и перевода угольных котельных на газ.

В рамках развития экономики основными приоритетными направлениями инвестиционного развития для Сахалинской области являются:

  1. Увеличение добычи нефти и газа для их дальнейшей переработки в жидкое топливо и производство "голубого водорода" из природного газа.
  2. Локализация нефтегазовых сервисов.
  3. Развитие рыбоперерабатывающего комплекса с увеличением доли глубокой переработки водных биоресурсов.
  4. Увеличение добычи угля.
  5. Развитие лесопереработки с созданием производств таких строительных материалов из древесины, как CLT-панели и OSB-плиты.
  6. Создание производства цемента и других строительных материалов из местного сырья.
  7. Развитие туристических центров: горнолыжный комплекс "Горный воздух", о. Итуруп, "Архипелаг Онекотан" на Северных Курильских островах и Южные Курилы.
  8. Развитие агропромышленного комплекса.

Также Сахалинская область ставит перед собой цель стать логистическим центром за счет развития морских портов и авиационной инфраструктуры в регионе.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Сахалинской области в условиях внешнего санкционного давления распоряжением Правительства Сахалинской области от 13.04.2022 N 191-р утвержден План первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Сахалинской области, включающий в том числе мероприятия по стимулированию инвестиционной деятельности, поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, секторов экономики.

 

2. Общее описание системы поддержки новых инвестиционных проектов в Сахалинской области

 

Сахалинская область вошла в состав 12 первых "пилотных" субъектов Российской Федерации, внедривших новый инвестиционный стандарт (далее - Региональный инвестиционный стандарт, стандарт), разработанный в 2021 году Министерством экономического развития Российской Федерации, основанный на лучшем региональном опыте по привлечению инвесторов.

Задача Регионального инвестиционного стандарта - сократить путь инвестора от возникновения идеи до осуществления капиталовложений. Пять элементов стандарта направлены на устранение типовых барьеров на пути предпринимателя.

Инвестиционная декларация содержит приоритетные направления инвестиционного развития региона, главные конкурентные преимущества Сахалинский области, инвестиционные возможности и обязательства, систему поддержки инвестиционных проектов.

Агентство развития, функции которого возложены на министерство инвестиционной политики Сахалинской области (далее - Министерство), осуществляет работу по привлечению инвестиций, содействию инвесторам в реализации инвестиционных проектов на основе принципа "одного окна" и обеспечивает взаимодействие инвесторов с органами исполнительной власти Сахалинской области и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Совет по инвестиционной деятельности при Правительстве Сахалинской области (далее - инвестиционный совет), созданный в целях содействия улучшению инвестиционного климата, разработки предложений по реализации инвестиционной политики на территории Сахалинской области и участия в координации действий по привлечению инвестиций в экономику Сахалинской области, осуществляющий функции инвестиционного комитета по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности, разрешению разногласий и споров инвестора с органами исполнительной власти Сахалинской области.

Инвестиционная карта содержит информацию о территориальном планировании региона, о перечне реализуемых и планируемых к реализации проектов, ресурсной базе, инфраструктуре, мерах поддержки и тарифах.

Свод инвестиционных правил ("клиентский путь инвестора") состоит из оптимальных алгоритмов действий инвестора и сроков для подключения к инфраструктуре, систематизирует перечень необходимых шагов в целях доступа инвесторов к ключевым объектам инфраструктуры.

Информация о Региональном инвестиционном стандарте (элементах стандарта) размещена на инвестиционном портале Сахалинской области https://investinsakhalin.ru.

 

3. Ключевые характеристики Сахалинской области

 

3.1. Сахалинская область обладает высокими конкурентными преимуществами для инвесторов:

1) Географическое положение.

Сахалинская область находится на стыке маршрутов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что создает возможности для развития бизнеса между данными регионами.

2) Уникальные меры поддержки.

В регионе действуют преференциальные налоговые режимы территорий опережающего развития (далее - ТОР) и свободного порта Владивосток (далее - СПВ), особый налоговый режим на территории Курильских островов, реализуется программа поддержки инвестиционных проектов.

3) Инвестиционный климат.

В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата среди субъектов Российской Федерации Сахалинская область заняла:

- 8-е место в 2021 году;

- 5-е место в 2022 году;

- 4-е место в 2023 году.

На период 2023 - 2028 годов запланирована реализация 186 инвестиционных проектов в сферах транспорта и логистики, новой энергетики, промышленности, туризма, инженерной инфраструктуры и комфортной среды на общую сумму 860 млрд. рублей.

3.2. Портфель инвестиционных проектов 2023 - 2028 годов:

1) Новая энергетика - 6 проектов, объем инвестиций - более 50 млрд. рублей.

Сегодня в мире усиливается тенденция к переходу ведущих экономик на новые источники энергии. С учетом компетенций и растущего спроса на "зеленую" энергетику определена цель создания Водородного кластера в Сахалинской области, главным элементом которого станет производство водорода. В 2026 году планируется ввод первого завода по производству 30 тыс. тонн водорода в год.

Запланированы к реализации проекты, направленные на снижение выбросов от угольной промышленности, включая строительство магистрального угольного конвейера длиной 23 км и внедрение электрических троллейвозов на базе БЕЛАЗ 7530.

Помимо этого, активное развитие получит производство малотоннажного СПГ.

Планируется строительство завода по производству жидких видов топлива из газового конденсата мощностью 4,5 млн. тонн в год. На заводе будут производиться такие виды топлива, как авиационный керосин, топливо для автомобилей и топливо для бункеровки судов.

Данные проекты позволят Сахалинской области нарастить экспортный потенциал и стать крупным энергетическим центром в Азиатско-Тихоокеанском регионе, обеспечивающим глобальный спрос на "зеленую" энергетику.

2) Транспорт и логистика - 14 проектов, объем инвестиций - более 245 млрд. рублей.

Проекты в области транспорта и логистики направлены на создание в Сахалинской области логистического центра, расположенного на стратегическом месте пересечения Азиатско-Тихоокеанского региона. Основа - развитие портовой инфраструктуры посредством модернизации Корсаковского и Шахтерского портов и строительство Поронайского порта мощностью 14,3 млн. тонн.

Помимо морской логистики регион намерен активно развивать авиасообщение за счет развития Дальневосточной авиакомпании "Аврора". Для обеспечения роста пассажиропотока будет обновлен авиапарк, построена искусственная взлетно-посадочная полоса в Южно-Сахалинском аэропорту Хомутово.

В 2023 году введен в эксплуатацию новый аэровокзальный терминал.

До 2025 года планируется строительство объездной дороги вокруг столицы региона, которая соединит две магистральные трассы Южно-Сахалинск - Холмск и Южно-Сахалинск - Оха.

В непосредственной близости от строящейся объездной дороги запланировано размещение единого логистического центра Южно-Сахалинской городской агломерации для оказания полного спектра логистических услуг, расположенного на пересечении основных транспортных путей.

До 2029 г. будет реализован проект по строительству универсального перегрузочного комплекса в Александровск-Сахалинском городском округе для транспортировки угля с Владимиро-Агневского каменноугольного месторождения.

3) Промышленность - 28 проектов, объем инвестиций - свыше 97 млрд. рублей.

Большая часть промышленных проектов региона направлена на развитие рыбопромышленного комплекса. В рамках второго этапа распределения инвестиционных квот запланировано строительство 5-ти рыбоперерабатывающих заводов в порту Корсаков, на островах Итуруп и Кунашир, а также 2-х заводов на острове Шикотан. Большое развитие получит направление аквакультуры на прибрежных участках юга острова Сахалин и Курильских островах.

Среди других ключевых проектов в области промышленности предусмотрены:

- увеличение добычи угля для экспорта в страны АТР на Солнцевском разрезе до 20 млн. тонн в год;

- создание "Сахалинского нефтегазового индустриального парка" с современной производственно-технической и ремонтной базой, интегрированной с процессами основных операторов нефтегазовых проектов в Сахалинской области. Проект позволит увеличить локализацию нефтегазовых сервисов и довести их долю в общем объеме отгруженных товаров и услуг нефтегазового сектора с 5% до 25%;

- развитие лесоперерабатывающего производства с объемом лесозаготовки 0,8 млн. куб. м, направленное на производство CLT-панелей, OSB-плит и иных строительных материалов из древесины. Данное производство не только обеспечит внутренний рынок, но и позволит нарастить экспорт Сахалинской области;

- завод по производству цемента в Сахалинской области мощностью 700 тыс. тонн;

4) Туризм - 28 проектов, объем инвестиций - свыше 66 млрд. рублей.

Развитие туристических центров: горнолыжный комплекс "Горный воздух", о. Итуруп, "Архипелаг Онекотан" на Северных Курильских островах и Южные Курилы с увеличением номерного фонда на 87% с 2787 номеров в 2020 году до 5214 номеров в 2025 году и ростом числа туристов с 194,8 тыс. в 2020 году до 400 тыс. человек в 2025 году.

Проект "Горный воздух" предусматривает создание туристической и горнолыжной инфраструктуры на территории горнолыжного комплекса "Горный воздух", включая создание нового номерного фонда в количестве свыше 500 номеров, строительство подъемников и горнолыжных трасс с увеличением их длины с 35 до 60 км.

"Архипелаг Онекотан" нацелен на создание туристического комплекса, включающего в себя новые объекты туристической и обеспечивающей инфраструктуры на 10 территориях Северных Курил, преимущественно на острове Парамушир. Главной особенностью комплекса является его ориентация на пешеходные маршруты и возможность осуществлять путешествия между несколькими островами в рамках одной поездки.

Комплекс "Южные Курилы" представляет собой программу по развитию туристической инфраструктуры на острове Кунашир и острове Шикотан, главным образом направленную на создание комплексных средств размещения, экологических троп и транспортной инфраструктуры для развития экологического туризма. Центром притяжения в данном кластере являются склоны вулкана Менделеева на острове Кунашир.

В рамках создания туристических комплексов Сахалинской области будут развиваться горнолыжный, экологический, круизный, бальнеологический, гастрономический, горный и экспедиционный туризм.

5) Инженерная инфраструктура - 61 проект, объем инвестиций - порядка 68 млрд. рублей.

Сахалинская область планирует развивать инженерную инфраструктуру региона с использованием механизмов ГЧП и концессий в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газификации и электроэнергетики.

6) Комфортная среда - 41 проект, объем инвестиций - 192 млрд. рублей.

Создание комфортной среды для жителей Сахалинской области является первостепенной задачей. Планируется нарастить ввод жилья в регионе с 440 тыс. кв. м до 500 тыс. кв. м в 2021 году с последующим увеличением до 527 тыс. кв. м в 2024 году. В регионе ежегодно строится более 500 тыс. кв. м жилья.

Развитие комфортной среды также будет обеспечено за счет проектов ГЧП и концессий в области образования и здравоохранения и объектов компании ПАО "Газпром".

7) Агропромышленный комплекс - 8 проектов, общий объем инвестиций свыше 146 млрд. рублей.

В сфере сельского хозяйства Сахалинская область планирует реализацию проектов по производству органических удобрений, кормов, развитию семеноводства для овощных культур, выращиванию цветов и т.д. Особое внимание в регионе будет уделено развитию переработки углеводородного сырья. В этом секторе есть место и для производства ресурсов для сельского хозяйства: агрохимии и синтезированных в газовой среде кормовых белков.

В рамках проекта по производству кормового белка намечается создание производства кормового белка из природного газа способом микробиологического синтеза с объемом выпуска до 20 тыс. тонн в год, что позволит повысить эффективность продовольственной безопасности и укрепить сырьевую базу кормопроизводства.

Предусмотрено строительство предприятия по производству средств защиты растений полного цикла (от синтеза действующего вещества до формуляции конечного продукта). Планируется выпуск 40 наименований продукции общим объемом от 30 до 50 тыс. тонн в год.

Проект по производству минеральных и азотных удобрений предполагает строительство в районе Поронайского порта предприятия по производству азотных минеральных удобрений (аммиака и карбамида) из природного газа, добываемого на о. Сахалин. Мощность завода составит до 1 млн. тонн удобрений в год.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей будет построен агропромышленный парк с оптово-распределительным центром и складами класса А общей площадью 40 тыс. кв. м для реализации сельскохозяйственного потенциала и решения проблем с качественной складской недвижимостью Сахалинской области.

3.3. Драйверы инвестиций Сахалинской области в 2025 - 2030 годах:

Развитие водородной энергетики Сахалинской области станет одним из ключевых инвестиционных приоритетов на 2025 - 2030 годы. До 2030 года планируется ввод второго и третьего заводов с расширением производства "голубого водорода" до 100 тыс. тонн в год.

Производство "зеленого" водорода является не менее перспективной сферой для региона. Сахалинская область обладает одними из лучших условий для развития ветроэнергетики с последующим производством водорода. Потенциал выработки электроэнергии с помощью ветрогенерации на Курильских островах в несколько раз превышает потенциал выработки в других странах АТР. С учетом логистического плеча Сахалинская область является перспективным местом для размещения производства "зеленого" водорода для экспорта в Японию и Южную Корею.

Успехи в области снижения выбросов углекислого газа позволят реализовать в регионе инвестиционные проекты в сфере торговли углеродными единицами для экспортеров.

Другим важнейшим направлением инвестиций в основной капитал Сахалинской области станет развитие логистики за счет проектов, связанных с тремя крупнейшими портами Сахалинской области. По ключевому из них - Корсаковскому порту в период с 2025 по 2030 год будет реализован проект по модернизации с объемом инвестиций порядка 30 млрд. рублей.

Также в период с 2025 по 2030 год планируется реализация проектов в области глубокой переработки рыбных ресурсов, увеличения добычи угля с меньшими выбросами в атмосферу, торфа, развития сельского хозяйства.

3.4. Характеристика трудовых ресурсов, качество образования.

Численность трудовых ресурсов Сахалинской области в 2022 году оценивается в количестве 337,3 тыс. человек. Согласно прогнозу, численность трудовых ресурсов в 2023 году составит 337,9 тыс. человек.

По данным выборочных обследований в 2022 году численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше составила 274,3 тыс. человек, из них заняты в экономике 262,7 тыс. человек, что на 2,0 тыс. чел. больше, чем в 2021 году. Уровень занятости населения увеличился с 65,6% до 66,6%, уровень общей безработицы (по МОТ) снизился с 5,2% до 4,2%.

Уровень регистрируемой безработицы на конец 2022 года составил 0,5%. Данный показатель является одним из низких среди регионов России и Дальнего Востока (по России - 0,7%, ДФО - 0,8%).

На территории области функционирует 19 учреждений профессионального образования.

Общее количество обучающихся - свыше 16 тыс. студентов, обучение ведется по 100 программам профессиональной подготовки специалистов среднего звена, рабочих, должностей служащих и по 32 программам высшего образования.

Учебные заведения профессионального образования Сахалинской области ориентированы на удовлетворение потребности экономики в профессиональных кадрах. Профессиональные организации готовят кадры для различных отраслей экономики, в том числе: энергетика, строительство, нефтегазодобывающая отрасль, сфера ЖКХ, сервис и торговля, транспорт, специалистов в сфере IT-технологий, экономистов, юристов и др.

 

 

4. Инвестиционные обязательства Сахалинской области

 

В Сахалинской области действует Закон Сахалинской области от 31.03.2010 N 16-ЗО "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Сахалинской области".

Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Сахалинской области основывается на принципах:

1) объективности и экономической обоснованности принимаемых решений;

2) открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;

3) равноправия инвесторов и унифицированности публичных процедур;

4) обязательности исполнения принятых решений;

5) взаимной ответственности органов государственной власти Сахалинской области и субъектов инвестиционной деятельности;

6) сбалансированности публичных и частных интересов;

7) ясности и прозрачности инвестиционного процесса в Сахалинской области.

В Сахалинской области инвесторы могут воспользоваться рядом мер поддержки, главными из которых являются преференциальные режимы на территориях опережающего развития (ТОР) и в Свободном порту Владивосток (СПВ), особый налоговый режим на территории Курильский островов, механизмы соглашений о защите и поощрении капиталовложений и инвестиционного налогового вычета, а также статус приоритетного инвестиционного проекта и регионального инвестиционного проекта.

4.1. ТОР.

На территории Сахалинской области действует 3 ТОР (Южная, Горный воздух, Курилы).

Резидентами ТОР зарегистрировано 57 компаний, которыми запланирована реализация проектов на сумму более 79 млрд. рублей и создание порядка 6 тыс. новых рабочих мест. На текущий момент инвестировано более 38 млрд. рублей, создано более 3000 рабочих мест.

При получении индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом статуса резидента ТОР и заключении с ним соглашения об осуществлении деятельности на ТОР в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", ему предоставляются специальные меры государственной поддержки:

- предоставление земельного участка без проведения конкурентных процедур;

- 0% налог на прибыль в первые 5 лет, 10% на следующие 5 лет;

- 0% налог на землю в первые 3 - 5 лет (в зависимости от принадлежности к муниципальному образованию);

- 0% налог на имущество в первые 5 лет, 1,1% на следующие 5 лет;

- страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 7,6% вместо 30,2% в течение 10 лет.

Также предоставляются следующие административные преференции:

- привлечение иностранной рабочей силы без учета квот;

- сокращенные сроки проведения контрольных проверок;

- предоставление земельного участка для реализации проекта в аренду или в собственность;

- возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ).

Особенности режима ТОР:

- преференциальный режим распространяется на определенные земельные участки;

- готовая инфраструктура;

- объем капиталовложений - минимум 0,5 млн. рублей.

4.2. СПВ.

На территории 2-х муниципальных образований (Корсаковский городской округ Сахалинской области и Углегорский городской округ Сахалинской области) резидентами СПВ зарегистрировано 50 компаний с заявленными проектами на сумму свыше 56 млрд. рублей и создание порядка 3 тыс. новых рабочих мест. На текущий момент резидентами СПВ инвестировано более 25 млрд. рублей и создано более 1800 рабочих мест.

При получении индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом статуса резидента СПВ и заключении с ним соглашения об осуществлении деятельности в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", ему предоставляются следующие налоговые льготы:

- 0% налог на прибыль в первые 5 лет, 10% на следующие 5 лет;

- 0% налог на землю на первые 5 лет;

- 0% налог на имущество в первые 5 лет, 1,1% на следующие 5 лет;

- страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 7,6% вместо 30,2% в течение 10 лет.

Помимо этого, обеспечивается предоставление следующих административных преференций:

- привлечение иностранной рабочей силы без учета квот;

- возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ).

Особенности режима СПВ:

- преференциальный режим распространяется на всю территорию муниципального образования, в границах которого реализуется проект резидента СПВ;

- объем капиталовложений - минимум 0,5 млн. рублей;

- облегченный таможенный режим;

- беспошлинный ввоз оборудования.

4.3. Особый налоговый режим на территории Курильских островов.

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено право организаций, зарегистрированных на территории Южно-Курильского, Курильского или Северо-Курильского городского округа (далее - территория Курильских островов) после 1 января 2022 года, с момента государственной регистрации по 31 декабря включительно года, в котором истекают 20 последовательных календарных лет, но не позднее 31 декабря 2046 года, при выполнении условий, предусмотренных статьей 246.3 НК РФ, на получение следующих налоговых льгот:

- налог на прибыль организаций по ставке 0%;

- налог на имущество организаций по ставке 0%;

- транспортный налог по ставке 0%;

- земельный налог по ставке 0%;

- страховые взносы в размере 7,6%.

Налоговые льготы доступны для всех организаций на территории Курильских островов, за исключением:

- организаций, имеющих обособленные подразделения за пределами территории Курильских островов;

- организаций, осуществляющих посредническую деятельность, торговую деятельность (кроме торговли товарами собственного производства);

- организаций, осуществляющих переработку и (или) производство подакцизных товаров;

- организаций, осуществляющих добычу и (или) переработку углеводородного сырья;

- организаций, осуществляющих вылов ценных видов ракообразных (кроме артемии и креветки);

- организаций, у которых доля доходов от пассивной деятельности превышает 10% от всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

- организаций, осуществляющих деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

4.4. Приоритетный и региональный инвестиционные проекты.

В случае соответствия проекта критериям, установленным постановлением Правительства Сахалинской области от 26.09.2014 N 470 "Об утверждении Порядка рассмотрения и критериев отбора инвестиционных проектов для включения в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Сахалинской области", а именно реализация проекта предусматривает создание новых основных средств, имеет положительное значение чистого дисконтированного дохода за расчетный период не более 8 лет, положительное значение бюджетного эффекта, создание не менее 30 новых рабочих мест, в том числе 5 высокопроизводительных, соответствие уровня средней заработной платы по аналогичным видам деятельности, ему присваивается статус приоритетного и при его реализации гарантируется предоставление следующих налоговых льгот и их неухудшение для инвестора в период реализации проекта:

- 16,5% налог на прибыль (в том числе 13,5% в региональный бюджет, 3% - в федеральный);

- 1,1% налог на имущество.

Организации, получившей статус участника регионального инвестиционного проекта, в порядке, установленном главой 3.3 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Сахалинской области от 10.06.2015 N 43-ЗО "О реализации отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации при осуществлении региональных инвестиционных проектов", могут быть предоставлены льготы по налогу на прибыль, в том числе на первые 5 лет по ставке 0%, на следующие 5 лет - по ставке в 10%.

Минимальный объем капиталовложений для получения статуса регионального инвестиционного проекта 50 млн. рублей в течение 3 лет или 500 млн. рублей в течение 5 лет.

Региональным инвестиционным проектом не может быть проект, направленный на:

- добычу и (или) переработку нефти;

- производство подакцизных товаров;

- транспортировку нефти/нефтепродуктов;

- транспортировку газа/газового конденсата.

В соответствии с положениями Закона Сахалинской области от 10.06.2015 N 43-ЗО "О реализации отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации при осуществлении региональных инвестиционных проектов" после принятия межведомственной комиссией Сахалинской области по рассмотрению вопросов предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности решения о соответствии регионального инвестиционного проекта и (или) его участника установленным требованиям уполномоченный орган с учетом решения межведомственной комиссии присваивает инвестору статуса участника регионального инвестиционного проекта в срок, не превышающий 30 дней со дня направления уполномоченным органом решения о принятии заявления о включении организации в реестр к рассмотрению.

В Сахалинской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Сахалинской области осуществляется предоставление налоговых льгот для приоритетных и региональных инвестиционных проектов в период их реализации на основании заключенного инвестиционного соглашения.

4.5. Предоставление субсидии.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 03.08.2023 N 411 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с реализацией инвестиционных проектов и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Сахалинской области" (далее - Постановление N 411) обеспечивается возмещение затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов (за исключением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с реализацией соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений, заключаемых в порядке, определенном соответственно законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, предусмотренных пунктом 6 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), по следующим направлениям и в следующих объемах:

- на уплату процентных платежей по кредитам и займам, процентных платежей по рефинансированию кредитов и (или) затрат на уплату лизинговых платежей в целях реализации инвестиционных проектов, реализуемых в приоритетных отраслях экономики, в сфере общественного питания, образования, а также компаниями - участниками Национального проекта "Производительность труда" (далее - участники Нацпроекта) в размере 100%, в прочих отраслях экономики - 50%. Период возмещения части понесенных затрат на уплату процентных платежей по кредитам и по рефинансированию этих кредитов в совокупности не может превышать семи лет и быть более 700 млн. рублей;

- на строительство и (или) реконструкцию (модернизацию) объектов инфраструктуры, входящих в состав инвестиционного проекта, и (или) по выполнению технических условий, технологическому подключению (присоединению) к сетям ресурсоснабжающих организаций для инвестиционных проектов, реализуемых в приоритетных отраслях экономики, в сфере общественного питания, образования, а также участниками Нацпроекта в размере 100%, в прочих отраслях экономики - 50%, но не более 100 млн. рублей;

- на приобретение в собственность субъекта инвестиционной деятельности нового оборудования, стационарных некапитальных сооружений, транспортных средств по инвестиционным проектам, реализуемым в приоритетных отраслях экономики, в сфере общественного питания, образования, а также участниками Нацпроекта в размере 70%, в прочих отраслях экономики - 50%, но не более 100 млн. рублей;

- на приобретение (выкуп) по заключенным с российскими лизинговыми организациями договорам финансовой аренды (лизинга) нового оборудования, стационарных некапитальных сооружений, транспортных средств по инвестиционным проектам, реализуемым в приоритетных отраслях, в сфере общественного питания, образования, а также участниками Нацпроекта в размере 70%, в прочих отраслях экономики - 50%, но не более 100 млн. рублей;

- на выполнение научно-исследовательских работ (археологических исследований) при реализации инвестиционных проектов в сфере туризма в размере 70%, но не более 100 млн. рублей.

Для прохождения отбора на предоставление субсидий инвестор должен обратиться с заявлением в микрокредитную компанию "Сахалинский Фонд развития предпринимательства" и представить документы в соответствии с Постановлением N 411 до установленной даты окончания подачи заявок.

Правительство Сахалинской области предоставляет субсидии в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем финансовом году, по инвестиционным проектам, прошедшим отбор согласно установленным требованиям.

4.6. Инвестиционный налоговый вычет.

В случае если компания не является резидентом ТОР и СПВ и не получила статус регионального инвестиционного проекта, она может претендовать на инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций. При этом инвестиционный налоговый вычет можно получить по проекту, имеющему статус приоритетного инвестиционного проекта.

Инвестиционный налоговый вычет может быть предоставлен организациям, осуществляющим виды экономической деятельности, установленные статьей 1-1 Закона Сахалинской области от 27.09.2002 N 362 "О льготах по налогу на прибыль организаций" (производство пищевых продуктов, солода, безалкогольных напитков, производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках, изделий из бетона и гипсовых, пластмассовых изделий для использования в строительстве, товарного бетона, строительных металлических конструкций и изделий, добыча угля, декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев, распиловка и строгание древесины, строительство жилых и нежилых зданий, автомобильных дорог и автомагистралей, мостов и тоннелей, рыболовство), в отношении расходов на приобретение, модернизацию, реконструкцию основных средств, относящихся к 3 - 10 амортизационным группам, за исключением зданий, сооружений, передаточных устройств, относящихся к 8 - 10 амортизационным группам, объектов основных средств, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, объектов основных средств, приобретенных с использованием заемных средств, полученных в организациях с долей участия Сахалинской области.

Организациям, принявшим решение о применении инвестиционного налогового вычета и отразившим такое решение в учетной политике, могут быть уменьшены суммы налога на прибыль на 50% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основных средств, и (или) 50% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основных средств, с учетом предельной величины инвестиционного налогового вычета, рассчитанной по ставке 8,5%.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2019 N 210-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", инвестиционный налоговый вычет предоставляется по 31.12.2027 включительно.

В Сахалинской области предоставляется налоговый вычет в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Сахалинской области от 27.09.2002 N 362 "О льготах по налогу на прибыль организаций".

4.7. Предоставление земельных участков.

В соответствии с Законом Сахалинской области от 30.12.2015 N 136-ЗО "О критериях для объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и масштабных инвестиционных проектов в Сахалинской области" инвесторам предоставляется возможность получения земельных участков в аренду без проведения торгов при условии соответствия масштабного инвестиционного проекта установленным Законом критериям, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Сахалинской области от 29 июня 2016 года N 322 "О порядке подготовки распоряжения Губернатора Сахалинской области о возможности предоставления юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для строительства (реконструкции) объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов".

4.8. Защита и поощрение капиталовложений.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) Правительство Сахалинской области предоставляет инвесторам, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), гарантии не применять в отношении инвестора акты, которые могут ухудшить его положение.

Также инвесторам, заключившим СЗПК, предоставляется возможность получения субсидий или налогового вычета в соответствии с Федеральным законом N 69-ФЗ:

- на создание, реконструкцию или модернизацию объектов инфраструктуры;

- уплату процентов по кредитам на создание, реконструкцию или модернизацию объектов инфраструктуры, недвижимого имущества, на создание результатов интеллектуальной деятельности;

- на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, результатом проведения которых является создание новой технологии;

- на демонтаж объектов, расположенных на территориях военных городков (в части жилищного строительства).

Меры государственной поддержки по СЗПК предоставляются в рамках объема уплаченных инвестором налоговых платежей по налогу на прибыль организаций, НДС, ввозным таможенным пошлинам, акцизам на автомобили легковые и мотоциклы, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, земельному налогу.

Для заключения СЗПК с федеральными органами власти объем инвестиций должен быть не менее:

- 750 млн. рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, а также проектов строительства многоквартирных домов и жилых домов в соответствии с договором о комплексном развитии территории;

- 1,5 млрд. рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, туризма;

- не менее 4,5 млрд. рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства, аэровокзалов (терминалов), общественного транспорта городского и пригородного сообщения, транспортно-логистических центров;

- 10 млрд. рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.

Для заключения СЗПК с региональными органами власти объем инвестиций должен быть не менее 200 миллионов рублей.

4.9. Единое окно для инвесторов.

В целях эффективного решения задач в сфере инвестиционной политики Правительством Сахалинской области обеспечивается механизм организационного и информационного сопровождения инвестиционных проектов, в рамках которого инвестору гарантируется следующее:

4.9.1. представление информации, связанной с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Сахалинской области (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну), в том числе о возможных мерах государственной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Сахалинской области;

4.9.2. соблюдение органами и организациями в рамках установленной компетенции сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности;

4.9.3. консультирование по вопросу подбора инвестиционной площадки на территории Сахалинской области для реализации инвестиционного проекта;

4.9.4. соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;

4.9.5. оперативная организация переговоров, встреч, совещаний, консультаций, направленных на решение вопросов, возникающих в процессе реализации инвестиционного проекта;

4.9.6. оказание содействия в разработке стратегии привлечения финансирования и консультирование по вопросам привлечения финансовых средств для реализации инвестиционного проекта;

4.9.7. уполномоченной организацией по сопровождению инвестиционных проектов по принципу "одного окна", осуществляющей функции агентства развития является Министерство. Полномочия и функции министерства установлены постановлением Правительства Сахалинской области от 26.02.2020 N 73 "О министерстве инвестиционной политики Сахалинской области".

4.10. Реализация Свода инвестиционных правил (алгоритмов действий инвестора).

Ответственность за соблюдение алгоритмов действий инвестора, утвержденных соответствующими органами власти, возложена на:

министерство энергетики Сахалинской области по энергоснабжению и газоснабжению;

министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению;

министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области по получению земельных участков в аренду на торгах и без торгов;

министерство архитектуры и градостроительства Сахалинской области по получению разрешения на строительство;

министерство строительства Сахалинской области по получению разрешения на ввод в эксплуатацию;

министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области по обеспечению доступа к дорожной инфраструктуре;

Управление Росреестра по Сахалинской области по процедурам оформления права собственности на введенный в эксплуатацию объект.

4.11. Инвестиционный совет.

Инвестиционный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 13.06.2012 N 282 "Об утверждении Положения о совете по инвестиционной деятельности при Правительстве Сахалинской области".

Для решения вопросов, возникающих в ходе сопровождения инвестиционных проектов, Инициатор инвестиционного проекта вправе обратиться к Губернатору Сахалинской области и Правительству Сахалинской области:

- на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области;

- в социальных сетях Губернатора Сахалинской области и Правительства Сахалинской области;

- на специализированных информационных ресурсах, посвященных инвестиционной деятельности в Сахалинской области.

Рассмотрение обращений осуществляется в срок не позднее 10-ти рабочих дней со дня их размещения на соответствующем информационном ресурсе.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области инвестиционной деятельности, размещен на инвестиционном портале Сахалинской области https://investinsakhalin.ru.

 

5. Инвестиционная команда Сахалинской области

 

Инвестиционная команда Сахалинской области - это команда профессионалов, обладающая опытом, компетенциями и полномочиями в сфере инвестиций, которая определяет инвестиционные направления развития и ответственна за принятие решений в рамках возложенных полномочий. Инвестиционная команда Сахалинской области формируется с учетом положений распоряжения Губернатора Сахалинской области от 16.12.2019 N 273-р "О распределении обязанностей".

В инвестиционную команду Сахалинской области входят:

  1. Губернатор Сахалинской области определяет основные направления деятельности Правительства Сахалинской области, стратегические направления развития области, приоритеты социально-экономической политики, обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти области с иными органами государственной власти области.
  2. Заместитель председателя Правительства Сахалинской области отвечает за вопросы развития инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата и реализует политику, направленную на улучшение инвестиционного климата в области.
  3. Министр инвестиционной политики Сахалинской области отвечает за выработку региональной государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере инвестиционной деятельности, в рамках возложенных полномочий выполняет задачи по привлечению частных инвестиций в экономику Сахалинской области, реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики, формированию благоприятного инвестиционного климата, является ответственным лицом за работу с обращениями субъектов инвестиционной деятельности в инвестиционный совет, за внедрение и ведение свода инвестиционных правил, за достоверность и своевременную актуализацию сведений, размещенных на инвестиционной карте.
  4. Генеральный директор АО "Корпорация развития Сахалинской области" и исполнительный директор АО "Корпорация развития Сахалинской области" отвечают за привлечение в экономику региона инвестиций и новых технологий.
  5. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области отвечает за защиту прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности.
  6. Руководители региональных представительств/отделений деловых объединений (Союза "Сахалинская торгово-промышленная палата", Сахалинского областного регионального отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Сахалинской области", Общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России") обеспечивают представление интересов предпринимательского сообщества.
  7. Главы муниципальных образований Сахалинской области отвечают за формирование благоприятного инвестиционного климата и внедрение стандарта в рамках компетенции на соответствующей территории муниципального образования.